О школе
Китайский язык
О Китае

Методика

Тест

Разговор с Лаоши

Китайский для детей

Стажировка в Китае

Расписание занятий

Японский язык
Исследования
Услуги и цены
Контакты


КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА


Китайская Народная Республика расположена в Восточной Азии. Граничит с 14 странами (КНДР, Россия, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос и Вьетнам), протяженность сухопутной границы - 22,8 тыс. км. Континентальная часть Китая омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, береговая линия - более 18 тыс. км. Крупнейшие острова - Тайвань и Хайнань. По площади территории (9,6 млн. кв.км.) Китай уступает лишь России и Канаде.
КНР занимает первое место в мире по численности населения - 1334,74 млн. человек (по данным на 2009 г., без Специальных административных районов Гонконг и Макао, а также Тайваня). Уровень урбанизации в 2009 г. составил 46,68%.



Самая многочисленная национальность (91,6%) - китайцы (хань). Проживают также 55 национальных меньшинств, которые вместе насчитывают 123,33 млн. человек. КНР является унитарным государством, нацменьшинства пользуются ограниченной культурной автономией. Большая их часть проживает в северных, западных и южных приграничных регионах, в том числе в национальных автономных районах, занимающих в общей сложности свыше 60% территории Китая.

Столица - г. Пекин. В 2009 г. в стране насчитывался 661 населенный пункт, имеющий статус города, в том числе 122 - с населением более 1 млн. жителей. Крупнейшие мегаполисы - Чунцин (30,18 млн.), Шанхай (19,21 млн.), Пекин (19,72 млн.), Тяньцзинь (11,95 млн.).



Административно-территориальное устройство КНР включает три уровня: провинциальный, уездный и волостной. В КНР 4 города центрального подчинения, приравненные по статусу к провинциям (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин), 23 провинции (включая Тайвань), 5 автономных (национальных) районов и 2 специальных административных района - Гонконг и Макао, образованные после возвращения этих бывших колоний Великобритании и Португалии КНР. В настоящее время контроль центрального правительства КНР не распространяется на островную провинцию Тайвань, которая, являясь де-факто независимым государственным образованием, признается большинством стран мира неотъемлемой частью Китая. После поражения в гражданской войне с коммунистами в 1949 г. на Тайвань были эвакуированы остатки гоминьдановского режима и сохранены название, конституция и государственные атрибуты Китайской Республики (официальное название Китая в 1912-1949 гг.).

Государственное устройство КНР формировалось в качестве республики советского типа с формальным полновластием представительных органов власти - собраний народных представителей (СНП), которые создаются на всех административных уровнях, начиная с волости. Высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое на 5 лет. Полные заседания собраний созываются только раз в год на непродолжительное время, сессии В СНП - обычно в марте в течение 11-15 дней. Между полными сессиями текущие полномочия исполняют постоянные комитеты СНП (обладающие законодательными правами), а также исполнительные органы - народные правительства. Прямые выборы депутатов проводятся только на низовом и уездном уровне, депутаты остальных уровней избираются СНП предыдущего созыва.
Представительные органы власти на своем административном уровне формируют все другие государственные органы, включая правительства и суды, которые перед ними ответственны и им подчинены. ВСНП избирает Председателя и заместителя Председателя КНР, председателя Центрального военного совета КНР (высший орган государственного руководства вооруженными силами), председателя Верховного народного суда и верховного народного прокурора, утверждает Премьера Государственного совета (правительства) КНР, вице-премьеров, членов Госсовета и министров, а также главного аудитора.

Глава государства - Председатель КНР Ху Цзиньтао (с марта 2003 г.), заместитель Председателя КНР - Си Цзиньпин (с марта 2008 г.). Высшим органом исполнительной власти является Государственный совет КНР. Премьер - Вэнь Цзябао (с марта 2003 г.). Госсовету КНР предоставлено право принятия нормативных актов в рамках действующих законов.



Система органов власти КНР работает под руководством Коммунистической партии Китая (КПК), которая является правящей. Через представительные органы КПК проводит свою политику в области законодательства и в других сферах. Центральный комитет КПК принимает решения по всем крупным государственным вопросам и вносит их в виде предложений в ВСНП, где после формального обсуждения и через установленные законодательные процедуры линия партии законодательно оформляется.
Компартия Китая насчитывает более 73 млн. членов. Генеральный секретарь ЦК КПК - Ху Цзиньтао (избран на XVI съезде КПК в 2002 г., переизбран на XVII съезде в октябре 2007 г.).
Помимо компартии в Китае существуют еще 8 небольших политических партий (общая численность - порядка 600 тыс. человек), признающих руководство КПК и официально именуемых «демократическими партиями». Все они были созданы еще до образования КНР и в свое время выступали союзниками компартии в борьбе с Гоминьданом. Данные партии не являются оппозицией, они «дружественны по отношению к КПК и принимают участие в государственном управлении». Создание оппозиционных КПК политических организаций в КНР не допускается.
В число «демократических партий» входят:
Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГК) - председатель ЦК РКГК Чжоу Тенун;
Демократическая лига Китая (ДЛК) - председатель ЦК ДЛК Цзян Шушэн;
Ассоциация демократического национального строительства Китая (АДНСК) - председатель ЦК АДНСК Чэнь Чанчжи;

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае (АСРДК) -председатель ЦК АСРДК Янь Цзюньци (ж);
Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (РКДПК) -председатель ЦК РКДПК Сан Говэй;
Китайская партия стремления к справедливости (КПСКС) - председатель ЦК КПСКС Вань Ган;
Общество «3 сентября» - председатель ЦК Хань Цидэ;
Лига самоуправления Тайваня (ЛДСТ) председатель ЦК ЛДСТ Линь Вэньи (ж).
Специфической особенностью политической системы КНР является существование «единого патриотического фронта», организационно оформленного в виде системы органов народных политических консультативных советов (НПКС), имеющих совещательный характер. Они объединяют представителей политических партий и общественных, культурных, научных, религиозных и других организаций, а также нацменьшинств Китая. НПКС образуются на всех административных уровнях вплоть до общенационального Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), количество их членов примерно равно численности депутатского корпуса соответствующего уровня. Всекитайский комитет НПКСК возглавляет член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Цзя Цинлинь (с марта 2003 года).
В КНР официально признаны пять религиозных конфессий: буддизм, даосизм, ислам, католицизм, протестантизм. Существует Китайская автономная православная церковь (КАПЦ), однако у нее нет ни священнослужителей, ни зарегистрированных в соответствии с китайским законодательством религиозных общин. По официальным данным, в КНР насчитывается свыше 100 млн. верующих, включая 20 млн. мусульман, 16 млн. протестантов и 5 млн. католиков. Экспертные оценки гораздо выше - до 300 млн. верующих, в том числе около 100 млн. - последователи буддизма, 40 млн. протестантов, 13 млн. католиков и 20 млн. мусульман.
Государство достаточно строго контролирует религиозную сферу. Каждая конфессия объединена под эгидой патриотической религиозной ассоциации, которые плотно опекаются соответствующими правительственными и партийными структурами. Согласно существующим законам, китайские конфессии должны быть полностью независимы от религиозных организаций за рубежом, в том числе от Ватикана.
Официальный язык - китайский («путунхуа» - нормативный общегосударственный язык), является одним из 5 рабочих языков ООН.
Государственный флаг КНР представляет собой красное полотнище с пятью звездами. Государственный гимн - «Марш добровольцев» 1930-х гг. Государственный герб изображает трибуну на главной площади страны -Тяньаньмэнь (с нее в 1949 г. провозглашено образование КНР) и созвездие из пяти звезд над ней, обрамленные колосьями.
Национальный праздник КНР - 1 октября (день образования КНР). Официальными праздниками также являются: 1 января - Новый год, праздник весны - новый год по лунному календарю, 8 марта - международный женский день, 12 марта - день озеленения, 1 мая - день международной солидарности трудящихся, 4 мая - день молодежи Китая, 1 июня - международный день защиты детей, 1 августа - день образования Народно-освободительной армии Китая, 10 сентября - день учителя. С 2008 г. нерабочими являются: 1 января, три дня на праздник весны, 1 день на праздник поминовения предков (начало апреля), 1 мая, 1 день на традиционный праздник «драконовых лодок» (начало июня), 1 день на традиционный праздник середины осени (сентябрь), 1-3 октября.



Денежная единица - юань. С 1996 г. введена конвертируемость юаня по текущим операциям в соответствии с 8-й статьей Устава МВФ. Переход к полной конвертируемости планируется осуществить в среднесрочной перспективе по мере укрепления национальной банковской системы и экономики страны. С июля 2005 г. в Китае отказались от практиковавшейся долгие годы жесткой привязки юаня к доллару США и перешли к расчету его курса в зависимости от котировок корзины основных мировых валют. В феврале 2011 г. курс юаня к доллару США составил ок. 6,59:1, к евро - 8,93:1.
Китайская цивилизация является, по всей видимости, самой древней из сохраняющихся до настоящего времени. Традиционная китайская историография ведет отсчет от легендарной династии Ся (XXI в до н.э.) и насчитывает до 20 династических периодов. Первое в истории Китая единое централизованное государство — империя Цинь - было основано в 221 г. до н.э. правителем, принявшим имя Циныпихуан (первый император Цинь). История императорского Китая закончилась в 1911 г., когда в результате Синьхайской революции была свергнута маньчжурская династия Цин и провозглашена Китайская Республика. В последующие годы Китай переживал период фактической раздробленности и господства региональных милитаристских клик. В 1920-х - начале 1930-х гг. партия Гоминьдан под руководством Чан Кайши предпринимала усилия по восстановлению единого государства, в этот же период началось ее противоборство с Компартией Китая, к руководству которой пришел Мао Цзэдун. С 1937 г. японские захватчики оккупировали значительную часть территории страны, однако Китай оставался в ряду стран, противостоящих фашизму и японскому милитаризму и впоследствии вошел в пятерку постоянных членов СБ ООН. После окончания второй мировой войны внутри страны с новой силой вспыхнула гражданская война, в которой победу одержали коммунисты. 1 октября 1949 г. провозглашена Китайская Народная Республика, первой признавшей ее страной стал СССР. При массированной помощи Советского Союза началось восстановление народного хозяйства и развитие КНР по социалистическому пути. Левацкая политика периодов «большого скачка» (1958 - 1960 гг.) и «культурной революции» (1966 - 1976 гг.) оказала разрушительное влияние на развитие страны, и после смерти Мао Цзэдуна была признана китайским руководством ошибочной. С 1978 г. под руководством Дэн Сяопина разработан курс экономических реформ и открытости, позволивший начать осуществление программы масштабной модернизации Китая. Данная политика продолжалась в 1990-е гг. при Цзян Цзэмине, а с 2003г. осуществляется при новом лидере Ху Цзиньтао.



Китай демонстрирует способность к успешному осуществлению «догоняющей» модели развития, стабильно удерживает первое место в мире по темпам экономического роста (в среднем 9-10% в год за последние тридцать лет). ВВП Китая в 2010 г. увеличился на 10,3% и составил 39,8 трлн. юаней (ок. 5,95 трлн. долл. США). По этому показателю Китай в 2010 г. обошел Японию и вышел на 2-ое место в мире.
При широком участии государства в макроэкономическом регулировании в КНР присутствуют все институты современной рыночной системы. Доли государственного, коллективного и прочих (индивидуальный, частный, с участием иностранного капитала) секторов в ВВП примерно равны и составляют по одной трети, цены на большинство товаров определяются рынком.
Нынешняя фаза экономического роста основывается на процессах урбанизации и индустриализации страны, использовании Китаем преимуществ международного разделения труда в роли «всемирной фабрики». В 2010 г. инвестиции в основные фонды составили в пересчете на доллары США более 4,2 трлн. Несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса на народное хозяйство страны, по итогам 2010 г. рост промышленного производства и строительства составил 12,2%, сферы услуг -9,5%, сельского хозяйства - 4,3%. Сбор зерновых достиг 546,4 млн. тонн (рост на 2,9%о). Индекс потребительских цен увеличился в 2010 г. на 3,3%. Средние доходы горожан в 2010 г. составили 21033 юаня (рост на 11,5%), в деревне - 5919 юаней (рост на 14,9%) в год.
Китай утвердился в числе первых торговых держав мира. В 2001 г. КНР вступила в ВТО, что улучшило условия внешнеторговой деятельности страны. Восстанавливаясь после глобального финансового кризиса, внешнеторговый оборот в 2010 г. вырос на 34,7% и составил- 2,97 трлн.долл. Объем экспорта - 1,57 трлн. долл. (+31,3%), импорта - 1,39 трлн.долл. (+38,7%) Крупнейшими внешнеторговыми партнерами Китая являются страны ЕС, США, Япония и страны АСЕАН.
В КНР функционирует порядка 300 тыс. предприятий с иностранным капиталом. Сумма использованных Китаем прямых иностранных капиталовложений за 2010 г. составила более 105,7 млрд. долл. Золотовалютные резервы страны к концу 2010 г. достигали 2,84 трлн. долл. США (первое место в мире). Внешний долг к концу 2010 г. превысил 546,5 млрд. долл.
Внутриполитический курс КНР в значительной степени определяется сохраняющейся приверженностью социалистическому общественному строю. В Китае отвергается копирование западной модели политической системы с разделением властей, сменяемостью правящих партий в зависимости от итогов всеобщих выборов. Основными направлениями совершенствования сложившейся политической системы считаются укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов различных уровней и сокращение административного вмешательства в экономическую жизнь. Вместе с тем, в КНР исходят из того, что социалистический выбор не препятствует всемерному развитию рыночных отношений в экономике и активной интеграции Китая в мировое хозяйство.

Внешняя политика Китая строится на примате государственного суверенитета и в качестве главной задачи ставит обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны. В последние годы существенно изменившийся экономический статус страны на международной арене привел к определенным переменам во внешней политике Китая. Действуя под прежними лозунгами, новая китайская дипломатия стала приобретать все более выраженные региональные и глобальные очертания. Несмотря на то, что номинально КНР записывает себя в разряд развивающихся государств, по целому ряду направлений, включая либерализацию торговли, энергобезопасность и др., позиции Китая объективно приближаются к интересам развитых государств.
Одной из важнейших задач на стыке внешней и оборонной политики Китая является тайваньский вопрос, являющийся наследием гражданской войны в Китае. В последние годы линия Пекина в тайваньском вопросе сочетала методы принуждения (вплоть до угроз применения силы, в соответствии с Законом о противодействии деятельности по расколу страны, принятым в 2005 г.) с укреплением экономической зависимости острова от КНР. С 2008 г. отношения между континентальной частью Китая и Тайванем характеризуются переходом от конфронтационной риторики к диалогу по широкому кругу вопросов.
Вооруженные силы КНР включают Народно-освободительную армию Китая и военизированную полицию. На действительной военной службе -более 3 млн. человек. КНР заявляет, что ее военная доктрина носит оборонительный характер, направлена на предупреждение и отпор агрессии, защиту нерушимости государственных границ, пресечение деятельности тайваньских сепаратистов, а также поддержание готовности к нанесению удара по терроризму, сепаратизму и экстремизму в любых проявлениях. Проводится курс, направленный на создание к середине XXI века мобильной, оснащенной современными образцами вооружения и военной техники армии, способной вести эффективные военные действия любого масштаба. На 2011 г. запланировано масштабное сокращение численности вооруженных сил. В 2010 г. официально декларируемые расходы центрального бюджета на оборону выросли на 7,5% до 532,1 млрд. юаней (80,7 млрд. долл. США, ок. 11,1% бюджета).
Системное развитие всех значимых направлений современной науки является важной частью стратегической программы модернизации КНР. К началу XXI в. Китаю удалось существенно сократить отставание от передового мирового уровня по ряду ключевых отраслей, в том числе в атомной энергетике, космической промышленности, компьютерных, информационных и биотехнологиях. Государство выделяет существенные средства на развитие научной сферы. В 2010 г. общегосударственные расходы на науку составили 303,95 млрд. юаней (46,12 млрд. долл. США), из них расходы центрального бюджета- 163,28 млрд. юаней.
В Китае провозглашается задача строительства «социалистической духовной культуры», предполагающей разностороннее гармоничное духовное развитие общества с выраженными патриотическим и идеологическим акцентами, а также с учетом традиционного китайского культурного наследия. Насчитывается 2766 профессиональных художественных коллективов, 2889 культурных центров, 2767 публичных библиотек, 375 художественных галерей, 1593 музея. Важное место в развитии культурного сегмента рынка занимает широкомасштабная кампания по сохранению культурных ценностей на территории КНР и возвращения из-за границы утраченных ранее предметов искусства. Активно развивается международное сотрудничество на данном направлении.



Система образования в КНР включает в себя обязательное девятилетнее образование. После сдачи экзаменов можно продолжить обучение в средней школе высшей ступени (3 года). Профессиональное обучение и высшее образование являются следующими ступенями обучения. Финансирование образования осуществляется за счет центрального и местного бюджетов, а также платы за обучение.
К настоящему времени Китай стал самым крупным в мире рынком печатных СМИ. В стране издается более 2 тыс. газет и 9 тыс. журналов общим тиражом более 35 млрд. экз., из них 2100 наименований газет общим тиражом 10 млрд. экз., работает 290 радиостанций, 450 телестудий,
2 информационных агентства. Теле- и радиовещание почти полностью покрывает территорию страны. Динамично развивается интернет. По числу пользователей всемирной сети - 457 млн. человек на начало 2011 г. - Китай занимает первое место в мире.

Дипломатические отношения между СССР и КНР установлены 2 октября 1949 г. Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Нынешняя формула двусторонних отношений стратегического партнерства и взаимодействия основана на Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г. Стороны успешно выполняют утвержденный лидерами России и Китая совместный План действий по реализации Договора на 2009 - 2012 гг. Ежегодно совершенствуется договорная база двусторонних отношений. Всего на межгосударственном и межправительственном уровне подписано около 300 договоров и соглашений, которые охватывают практически все области двустороннего сотрудничества.
Контакты между главами государств России и Китая приобрели регулярный характер - встречи проводятся несколько раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС, «на полях» саммитов «двадцатки» и БРИКС). В 2010 г. состоялось шесть таких встреч. Системообразующим элементом двусторонних отношений и практического сотрудничества во всех сферах является действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая, в рамках которого действует около двух десятков комиссий и подкомиссий.

Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество развивается достаточно динамично, однако в 2009 г. негативное влияние на него оказал глобальный кризис. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, объем российско-китайской торговли в 2010 г. вырос на 43,1% и составил 55,45 млрд. долл. США. При этом российский экспорт вырос на 21,7%о до 25,84 млрд. долл., импорт - на 69% до 29,61 млрд. долл. Основными статьями российского экспорта в Китай являются: нефть и нефтепродукты, древесина и изделия из нее, продукция химической промышленности и удобрения, продукция сельского хозяйства, металлы и изделия из них. Китайский импорт в Россию расширяется по большей товарной номенклатуре. В последние годы в нем существенно повышается доля экспорта электроники и машинотехнической продукции, промышленных товаров, в том числе и продукции черной металлургии.



Посольство России в КНР расположено по адресу: г.Пекин, Дунчжимэньнэй Бэйчжунцзе 4; тел. (8610) 65321381, (8610) 65322051; факс (8610) 65324851; e-mail: embassy@russia.org.cn
По данным консульского отдела Посольства России в КНР, количество российских граждан, состоящих на консульском учете, составляет около 3 тысяч человек. Значительная часть российской колонии - временно командированные сотрудники российских организаций и компаний, а также студенты, обучающиеся в Китае по государственной линии и на платной основе, число которых, по последним данным Минобразования КНР, составило 10596 человек. В сентябре 2010 г. в Пекине открылся Российский культурный центр. При поддержке Посольства и Росзарубежцентра в Пекине и Шанхае на общественных началах действует «Русский клуб». Создан Координационный совет соотечественников, проживающих в Китае.